Стало возможно предсказать смерть

Когда оба гена во всем организме мушек увеличивали свою активность и сбивались с ритма, то до смерти насекомых оставалось всего четыре дня.

БАКУ, 15 авг — Sputnik. Молекулярные маркеры, связанные с циркадными ритмами, по которым можно предсказать смерть плодовых мушек Drosophila melanogaster за несколько дней до гибели насекомых, были обнаружены учеными Оклендского университета, сообщает Lenta.ru со ссылкой на журнале Scientific Reports.

Планета Земля ночью, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Земля может превратиться в смертоносную теплицу

Циркадными ритмами называют колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи.

Как известно, правильный суточный ритм увеличивает продолжительность жизни организма и уменьшает риск заболевания раком, а нарушение биоритмов, наоборот, провоцирует развитие возрастных заболеваний. При этом надо учитывать, что с возрастом у человека возникают сдвиги в циклах сон-бодрствование.

Циркадные системы состоят из множества взаимодействующих нервных клеток-осцилляторов. Они формируют биологические часы организма и синхронизируются супрахиазматическим ядром (передняя область гипоталамуса) у млекопитающих, а у плодовых мушек — кластером из приблизительно 150 нейронов, в которых экспрессируются ключевые циркадные гены.

Кроме этих центров существуют еще периферийные осцилляторы.

Ученые не знали точно, обусловлено ли старение дефектами в центральных биологических часах или ослаблением синхронизации периферийных систем.

Исследователи изучили работу двух ключевых генов (в мозге и периферийных тканях), обеспечивающих работу циркадных ритмов у плодовых мушек — PERIOD и TIMELESS. В эксперименте были использованы насекомые 10-, 30- и 50-дневного возраста.

Ученые установили связь между искренностью человека и морщинами >>

Оказалось, что когда оба гена во всем организме мушек увеличивали свою активность и сбивались с ритма, то до смерти насекомых оставалось всего четыре дня. Эта корреляция наблюдалась не только у старых животных, но и у относительно молодых.

Причина сбоя находилась в периферийных системах, в которых уровень экспрессии обоих генов, наоборот, падал, а синхронизация ослаблялась.