19:36 21 Августа 2017
Открытие зоопарка Сказка в Крыму

Ученые объяснили "гомосексуальное" поведение некоторых животных

© Sputnik / Сергей Мальгавко

Самцы многих видов животных, в особенности насекомых, часто начинают ухаживать за особями своего пола из-за "войны" между "мужскими" и "женскими" генами, заставляющая животное вести себя, как самки, из-за преобладания последних.

БАКУ, 14 мая – Sputnik. Самцы многих видов животных, в особенности насекомых, часто начинают ухаживать за особями своего пола из-за "войны" между "мужскими" и "женскими" генами, заставляющая животное вести себя, как самки, из-за преобладания последних, говорится в статье, опубликованной в журнале BMC Evolutionary Biology.

В последние годы ученые открыли множество свидетельств того, что однополые отношения не являются эксклюзивным качеством человека – в попытках спариться с особями того же пола были "уличены" десятки видов насекомых, целый ряд птиц и даже крупные млекопитающие, такие как слоны, жирафы и овцы.

Почему так происходит? Есть две гипотезы, объясняющих подобное поведение. Сторонники первой из них считают, что животные начинают ухаживать за особями своего пола из-за неразборчивости, а второй – из-за сбоев в генетической программе полового поведения. Такая идея, как, в частности, считает российско-американский биоматематик Сергей Гаврилец, может объяснять существование небольшой, но стабильной популяции гомосексуалистов среди людей, несмотря на ее неспособность продолжить свой род.

Дэвид Бергер (David Berger) из университета Уппсалы (Швеция) и его коллеги, сторонники второй гипотезы, попытались найти генетические корни развития такого "гомосексуализма" среди животных, наблюдая за поведением и размножением жуков-зерновок (Callosobruchus maculatus). Эти насекомые, как рассказывают исследователи, интересны тем, что гомосексуальные тенденции среди них проявляются не только среди самцов, но и самок.

Биологи предположили, что склонность к однополым отношениям возникает среди этих жуков из-за одного известного генетического феномена, который генетики называют "войной полов".  Этот конфликт связан с тем, что почти каждый многоклеточный живой организм обладает двумя наборами хромосом, один из которых он наследует от отца, а второй – от матери.

Гены, расположенные на этих хромосомах, постоянно "конкурируют" друг с другом за влияние над работой организма – к примеру, гены самцов заинтересованы в максимальном продолжении самих себя, а самок – в более многочисленном и качественном потомстве. Поэтому манера работы генов может заметно отличаться для их "женских" и "мужских" вариантов благодаря различиям в их структуре или даже в их белковой упаковке, мешающей или способствующей "прочтению" ДНК.

"Мы обнаружили, что самцы жуков-зерновок, которых мы целенаправленно селекционировали в сторону "гомосексуализма", хуже различали между собой самцов и самок в последующих поколениях, а их сестры откладывали больше яиц и выращивали больше потомства, чем другие жуки и их собственные матери", — рассказывает Бергер.

Таким образом, можно сказать, что победа генов противоположного пола в такой "войне" не является обязательно чем-то отрицательным – она может нести за собой определенные плюсы, что может объяснять то, почему подобные формы поведения продолжают существовать среди людей и ряда животных.

В случае с жуками это проявляется в увеличенной плодовитости самок – несмотря на то, что небольшая часть популяции прекращает размножаться из-за гомосексуального характера поведения, это компенсируется тем, что дочери таких жуков являются более плодовитыми и производят больше яиц.

• Женщина в парандже, архивное фото

В Казахстане подготовили законопроект о запрете закрывать лицо религиозной одеждой в общественных местах – за нарушение предусмотрены крупные штрафы.

• Сборная Кыргызстана по кок-бору. Архивное фото

Конфликт на Чемпионате мира по кокпару удалось уладить: сборная Кыргызстана выступит на лошадях с безопасными подковами.

• Американская виза

Дипмиссии США в России не будет принимать заявления белорусов на визы – раньше только здесь граждане Беларуси могли пройти собеседование на русском языке.

• Жители Паневежиса изучают спаренную установку ракет Stinger

Дания вооружит Латвию американскими ракетами: Национальные вооруженные силы и гражданское ополчение получит ПЗРК Stinger.

• Военная техника, архивное фото

Государственный совет по обороне Литвы принял решение на треть увеличить участие страны в миротворческих операциях НАТО, ООН, США и ЕС – сейчас за границей служат 90 литовцев.

• Полицейские будут патрулировать улицы на велосипеде

Осенью на улицах Кишинева появятся полицейские-велосипедисты – сейчас с ними проводят теоретические занятия.