Ученые нашли три потенциально обитаемых планеты в созвездии Водолея

© Nature VideoМарс. Архивное фото
Марс. Архивное фото - Sputnik Азербайджан
Европейские астрономы открыли у небольшого красного карлика сразу три планеты, на поверхности которых, в принципе, могут существовать условия для зарождения жизни.

БАКУ, 3 мая – Sputnik. Европейские астрономы открыли у небольшого красного карлика сразу три планеты, которые находятся внутри "зоны жизни" и на поверхности которых могут существовать необходимые условия для зарождения живых существ, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Благодаря крайне коротким орбитам эти планеты в 20 и 100 раз ближе к своему светилу, чем Земля к Солнцу. И вообще, вся эта система больше напоминает по своим масштабам Юпитер и его спутники, а не полноценную звездную систему вроде Солнечной системы", — заявил Михаэль Гиллон из университета Льежа (Бельгия).

Эта звездная система, получившая неблагозвучное имя TRAPPIST-1, расположена в созвездии Водолея, на расстоянии 40 световых лет от Земли. В ее центре обитает холодный и крайне небольшой красный карлик, чья масса примерно в 10 раз меньше солнечной, а сила свечения — примерно в две тысячи раз меньше, чем у Солнца.

Наблюдая за этой звездой в сентябре прошлого года при помощи недавно построенного телескопа TRAPPIST, установленного в чилийской обсерватории Ла-Силла, Гиллон и его коллеги обнаружили серию характерных падений в яркости светила, которые обычно возникают, когда планета загораживает собой свет звезды.

Дальнейшие наблюдения показали, что вокруг TRAPPIST-1 вращаются сразу три землеподобных планеты, которые примерно равны Земле как по массе, так и по диаметру. Все они находятся очень близко к светилу – первая планета совершает один виток вокруг красного карлика всего за два неполных дня, вторая – за три дня, а третья – предположительно за 18 дней.

Несмотря на то, что они в 2-3 раза ближе подходят к светилу, чем Меркурий – к Солнцу, на их поверхности царят относительно низкие температуры  — от 11 до 120 градусов Цельсия для первой планеты, около минус 30 — плюс 68 градусов для второй, и минус 73 – плюс 7 градусов – для третьей.

Это, как считают ученые, позволяет говорить о том, что все три этих планеты находятся внутри "зоны жизни" – особой зоны в окрестностях светила, где может существовать вода в жидкой форме. Таким образом, можно говорить о том, что все три планеты при определенных условиях могут, в принципе, иметь все условия для зарождения жизни.

У подобного "хэппи-энда", правда, есть одно существенное препятствие – как объясняют Гиллон и его коллеги, есть весомые основания полагать, что первые две планеты вращаются вокруг TRAPPIST-1 таким образом, что одно их полушарие всегда смотрит на звезду, а второе – всегда находится в тени. Это заметно снижает шансы на то, что их поверхность будет пригодной для жизни.

Тем не менее, утверждать это наверняка нельзя – вполне возможно, что приливные силы не будут действовать на планеты таким образом, или, по крайней мере, вызвать фатальных проблем для развития живых организмов.

Проверить все это можно будет уже в ближайшие годы – благодаря небольшому расстоянию до TRAPPIST-1 и невысокой яркости красного карлика, строящийся космический телескоп "Джеймс Уэбб" сможет уже в 2018 году получить фотографии этих планет, изучить состав их атмосферы и измерить температуру поверхности. Таким образом, у TRAPPIST-1 появится шанс стать обладательницей первой экзопланеты, возможность существования жизни на которой будет подтверждена прямыми наблюдениями.